Данное заболевание проявляется в особенностях характера, которые часто принимают за невоспитанность и педагогическую запущенность. Ребенок отличается шумностью, импульсивностью, не соблюдает принятые нормы поведения. Ситуация требует коррекции профессионального психолога, консультации родителей с целью формирования правильного окружения, возможна медикаментозная помощь.
Синдром гиперактивности у детей: клиническая картина
Заболевание манифестирует в возрасте 2-3 лет. Ребенок отличается высокой неконтролируемой активностью, которая утомляет его самого. Характерны резкие перепады настроения, приступы гнева и раздражительности. Такому ребенку сложно сконцентрировать внимание, ему тяжело даются занятия, требующие усидчивости и сосредоточенности.
Нарушение социальных норм и отсутствие авторитетов – еще одна особенность детей с таким диагнозом. Склонность к истерикам, демонстративному поведению, эмоциональному шантажу и фрустрации, проблемы со сном и засыпанием – все это в комплексе свидетельствует о гиперативности ребенка.
Провоцирующие факторы
В педиатрии выделяют несколько факторов, оказывающих влияние на развитие данного нарушения. Синдром гиперактивности у детей может быть особенностью работы мозга и является наследственным нарушением. Генетический фактор играет огромную роль: вероятность рождения гиперактивного ребенка при наличии данного диагноза у одного из родителей намного выше.
К факторам, провоцирующим возникновение синдрома, относятся:
- тяжелая беременность;
- токсикоз на протяжении всего процесса вынашивания;
- досрочные роды;
- гипоксия плода;
- перенесенные внутриутробные инфекции, которые влияют на работу ЦНС;
- курение, употребление алкоголя, вредные условия работы беременной женщины;
- осложнения в родах.
Диагноз ставится после комплексного сбора данных и составления анамнеза, также ребенок проходит ряд тестов, призванных оценить концентрацию внимания, умение составлять причинно-следственные связи. Исследование проводятся для детей с 5 лет.
Терапия
Медикаментозное лечение призвано успокоить и затормозить нервную систему. Рекомендованы расслабляющие процедуры, успокаивающие препараты, лекарства, улучшающие концентрацию и память.
Важной составляющей является правильное педагогическое окружение. Серьезную часть терапии занимает работа с родителями, чтобы сориентировать их в правильных реакциях и стратегиях поведения.
Для детей с синдромом гиперактивности необходим строгий режим дня и максимальная предсказуемость действий. Это оказывает успокаивающее действие, способствует расслаблению нервной системы.
Общение с гиперактивным ребенком должно минимизировать конфликты и провоцирующие ситуации. Также рекомендованы занятия подвижными видами спорта, чтобы малыш мог конструктивно расходовать энергию.